Женское воспитание мальчика в неполной семье

Женское воспитание мальчика в неполной семье

        Поговорить на эту тему меня сподвинуло обращение за психологической помощью мамы одиннадцатилетнего сына, который, с её слов, очень мягкий, обидчивый. Чтобы ни случилось дома или в школе негативного, реакция одна – слёзы. С мальчиками в классе не сходится, хотя с девочками общий язык находит. Мама с бабушкой растят мальчика вдвоём, папы нет. К сожалению, в семье нет и другого лица мужского пола. Сын усвоил женские взгляды и установки на жизнь: «туда нельзя – опасно», «не поднимай ведро – надорвёшься», «не хватай нож – поранишься», «не лезь на лестницу – сорвёшься». В процессе разговора с мамой, она осознала, что они, тревожась за ребёнка, постоянно что-то запрещали, лишали инициативы, порождали   страхи. Гиперопека исказила мужскую природу. В коллективе сверстники-мальчишки моментально считали информацию, видя перед собой человека, не умеющего дать отпор. Как результат, началась травля мальчишки в соцсетях и конфликты в школе, прилипла кличка «маменькин сынок». Парень стал пропускать занятия в школе, всё время проводил у компьютера, что не могло не встревожить маму, которая узнавая, что происходило с сыном, раздражалась, злилась, наказывала.

       Для начала мы определились с мамой, что, несмотря на обстоятельства, вырастить сына без отца реально, если пересмотреть сложившиеся взгляды. Она поняла, что ребёнку необходим положительный пример мужчины, который будет в ближайшем окружении. Это должен быть значимый взрослый человек, на которого можно равняться, а поискать такого можно среди друзей, родственников, соседей. В конце-концов, выбрать вымышленного,  среди героев фильмов, книг или придумать. Ориентируясь на какой-либо образ, выбирать нужно мужественного человека, который не отчаивается и не нервничает в сложных ситуациях. Кроме того, желательно записать сына в секцию, где тренер – мужчина. Чтобы не быть мямлей и нытиком, привлекать его к помощи по дому, хозяйству, ассоциируя его с предприимчивым, сильным, смелым, заботливым будущим мужчиной, на которого можно положиться. Замечать достоинства, подхваливать, поручать дела. Сравнивать его нужно не с другими, а с самим собой. Например: ударился – раньше плакал, а теперь – стерпел. Раньше – пугался, сейчас – проявил смелость. Делать акцент на улучшениях в его же поведении. Кроме того сын должен видеть маму не уставшую, не поникшую, не разочарованную. Ходить вместе с сыном в гости, где есть отец, дедушка. Только в мужской компании передаётся мудрость предшествующих поколений. Клиентка поняла, что сейчас перед ней стоит важнейшая задача, пересмотреть подход к воспитанию сына. Ребёнку нужно получить признание его личности от взрослого мужчины, установить дружеские отношения.

       Как показала практика, мама нашла возможность поменять отношение к ребёнку, дело пошло на лад. Новая обстановка в семье, где воцарилось доверие, гармония, ушла гиперопека,  дала возможность ребёнку полноценно развиваться, чувствовать свою значимость. Соответственно, отношение к нему сверстников начало меняться, появились друзья.

       Психологами отмечено, что утрата или же несформированность чувства пола порождает глубокие изменения личности человека, в целом. У него наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается система его отношений с другими людьми.

        В нашем случае, матери не удавалось сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к сыну; её разочарование и недовольство бессознательно проецировалось на  ребенка. Возможна была и иная ситуация, когда бы  подчёркивалась  роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом, родитель стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребёнка.

      Существует ещё одна опасность. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях).

       К счастью, всё это не означает, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Если психологическая атмосфера семьи  удачна, то и не создаёт затруднений в формировании здоровой личности. Маме, в силу обстоятельств оказавшейся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Наш опыт консультирования как раз и свидетельствует, что это вполне возможно.


Психолог высшей квалификационной категории:      Хмелева Наталья

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть меню
Закрыть

Россия, г.Прокопьевск, ул. Ноградская,7
ИНН: 4223023489 | ОГРН: 1034223002362