Работая в службе Телефон доверия, не раз получал звонки от подростков, которые испытывают чувство одиночества, и это, несмотря на то, что каждый из них живет в семье, учится среди других школьников, ежедневно встречается с множеством людей.
Стараюсь помочь им разобраться с этой проблемой. Даю понять, почему же так происходит? Что это такое? И как преодолеть это гнетущее чувство?
Недавно психологи провели эксперимент, результаты которого произвели на меня впечатление, хотелось бы о нём рассказать.
В эксперименте принимали участие 68 детей в возрасте от 12 до 18 лет. Они добровольно согласились провести 8 часов в одиночестве. Им было запрещено пользоваться любыми средствами коммуникации. Но они могли читать, играть на музыкальных инструментах, заниматься рукоделием, ходить на прогулки, играть в игры, а так же должны были записывать все свои действия, ощущения и мысли. По правилам эксперимента общаться с кем-либо, было строго запрещено. На следующий день дети должны были прийти и подробно рассказать о том, как прошли эти 8 часов. В том случае, если у кого-нибудь наступит сильное напряжения, неприятный дискомфорт, им следовало прекратить эксперимент, отметить время его прекращения и описать подробную причину. Результаты эксперимента были настолько неожиданными и шокирующими, что никто даже и предположить не мог. Из всех подростков эксперимент сумели закончить только трое: два мальчика и одна девочка. Остальные участники прекратили эксперимент по разным причинам: 5 человек начали испытывать сильнейшие «панические атаки». Троих посещали мысли о суициде. 27 участников ощущали такие симптомы, как приливы жара, потливость, ощущения «шевеления волос», тошнота, острые боли в животе. Почти каждый участник на себе испытал чувства беспокойства и страха. Несмотря на то, что участники во время эксперимента занимались разными делами, у каждого в какой-то момент возникало желание уснуть, но это не получилось ни у кого. Участников эксперимента начинали посещать «дурные» мысли. После того, как дети прервали эксперимент, 20 человек сразу, воспользовавшись мобильным телефоном, позвонили друзьям, 5 человек тут же отправились в гости к товарищам, 14 из них посетили социальные сети, 3 сделали звонок родителям. Остальные участники стали играть в компьютерные игры или смотреть телевизор. Практически каждый подросток включил музыку. Было отмечено, что после прерывания психологического эксперимента, у участников все неприятные симптомы исчезли. Эксперимент показал, как важно подростку общение, и как пагубно на его состояние влияет одиночество.
Так что же ищут подростки в общении друг с другом? Признание своей исключительности и самоуважение, свою принадлежность к конкретной группе, или просто удовлетворяют свои лидерские потребности?
В процессе общения с абонентами – подростками, я выяснил, что они значительно чаще чувствуют себя одинокими и непонятыми, чем люди старшего возраста. К такому состоянию их может привести недостаток общения со сверстниками, отсутствие тепла и любви в семье, потеря интереса и связей с другими людьми. Одинокие подростки считают, что у них нет такого человека в жизни, которому они могли бы доверять. В конечном счете, это приводит к тому, что они замыкаются, не хотят вообще ни с кем общаться, не ищут друзей по интересам.
Существуют некоторые виды одиночества, они могут быть различными в зависимости от ситуации:
– кратковременное одиночество, когда подросток остается один на небольшой промежуток времени, например, во время болезни или когда родители оставляют его одного дома на ночь;
– ситуативное одиночество, которое вызвано внешними событиями, например, подросток поменял место жительства;
– хроническое одиночество, когда подросток отдаляется от окружающих на длительное время, например, потерял веру в людей, замкнулся в себе или нет близкого человека.
Как показывает практика, причины такого состояния весьма различны, наиболее частыми являются следующие: подросток, может быть, отвергнут группой, в которой состоит, или ему не нравится общение в этой группе, нет общих интересов. Возможно, он предъявляет высокие требования к себе и считает себя недостойным общения с другими людьми, или других считает глупыми, неинтересными в общении. Иногда внешние обстоятельства: смена места жительства, переход в другую школу могут спровоцировать чувство одиночества. Но и семья, к сожалению, бывает источником проблемы: частые конфликты родителей, критика и высокие требования, жёсткий контроль со стороны взрослых приводят к тому, что подросток считает, что общение с другими людьми не приводит ни к чему хорошему. Иногда гиперопека родителей провоцирует подростка считать, что все ему обязаны, что он самый лучший, и окружающие его недостойны.
Не важно, какая причина стала отправной точкой одиночества, но если есть цель избавиться от него, то прислушайтесь к моим советам:
– подумай, что ты теряешь, будучи одиноким, и, что ты получишь от общения с другими людьми.
– настройся на успех, отбрось мысли, что у тебя что-то не получится.
– найди свой круг общения – тех людей, с которыми у тебя будут общие интересы.
– посещай интересные места: кинотеатры, массовые праздники, спортивные соревнования, где можно найти себе новых друзей.
– найди себе хобби, а это уже повод для общения.
– если тебе понравился человек, не стесняйся – начни с ним общаться и будь хорошим слушателем, в общении это играет не последнюю роль.
Надеюсь, дорогие ребята, что мои рекомендации, дадут вам возможность справиться со своими проблемами. Помните, что вы не одиноки, наша служба всегда с вами.
Психолог ЦПППН: Царапкин Никита