«Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
и лучезарны вечера…»
Всё продумано природой: красота первого осеннего месяца, яркие впечатления о прошедшем отдыхе, щедрость в разнообразии фруктов, ягод, грибов. Словно она хочет компенсировать то, что появляется чувство грусти по уходящему теплу, свободе, отдыху, и приближающейся поздней осени, с её прохладой, дождями, учёбой и работой.
Сентябрь подходит к концу, большинство школьников успешно вписались после каникул в школьные занятия, привыкли к учителям, к сверстникам. Однако, далеко не все дети: сменившие школу, перешедшие в 5-ый класс, первоклассники, смогли почувствовать себя комфортно в новых для них условиях. Об этом свидетельствуют обращения в наш Центр психологической помощи родителей учащихся с трудностями адаптации.
Хочется напомнить родителям, что каждое начало нового учебного года дается детям с трудом. Психологи называют такое эмоциональное состояние «сентябрьский стресс», или «постканикулярный синдром». Все школьники проходят период адаптации к школе. Этот период длится: у первоклашек – два месяца, они думают, как это – ходить в школу и делать домашние задания; у пятиклассников – месяц, переживают, как сложатся отношения с новыми учителями; учащиеся старших классов привыкают к школе за две-три недели, волнуясь о том, чтобы учебная программа оставила место личным интересам. Взрослым тоже стоило серьезно подготовиться к тому, чтобы помочь своим детям справится с «синдромом сентября». Конечно же, лучше было бы делать это заблаговременно. Ещё в конце лета плавно изменять режим дня, раньше ложиться спать, раньше вставать, постепенно втягиваться в будущий учебный процесс. Но и сейчас, когда ребёнок никак не может свыкнуться с новым режимом дня, поднятие его с постели – «страшный кошмар», как выразилась одна мама, всё же желательно самим родителям не паниковать, успокоиться. Иногда не понятно, кто переживает больше – учащийся или его родные.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки первоклассников, не передавайте вашим детям свою тревогу, порадуйтесь тому, что они выросли и стоят в начале большого, интересного пути. Чаще всего проблемы возникают у детей, не посещавших детский сад, не привыкших к межличностным коммуникациям. Рекомендую родителям помогать детям снимать стресс, а для этого необходимо: быть спокойным, не повышать голос; относиться внимательно к настроению ребёнка; слушать и понимать его; не перегружать кружками и секциями, дополнительными занятиями. Словом, дайте для начала ему возможность адаптироваться в новых условиях. Совсем неплохо было бы вам относиться к школьной жизни адекватно и с юмором, ведь в школе более жёсткие требования к дисциплине, а так же к временным рамкам, нежели это было в детском саду. Важно научить своё чадо правильно общаться со сверстниками и учителями, а если что-то не получается – обращаться за помощью. Не ждите, если у ребёнка возникла проблема, она не решится сама собой, действуйте, помогайте.
Каждый ребёнок уникален и универсальных рекомендаций не существует. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими и в семь лет возникает много хлопот. Одно можно сказать точно – готовить детей к школе нужно, ведь это станет отличным подспорьем, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
В нашем Центре психолого-педагогической помощи оказывается поддержка будущим первоклассникам и их родителям. Начиная с Нового года, около 200 будущих первоклассников проходят диагностику готовности к школе. Психологи проводят обследование ребёнка, направленное на выявление школьной зрелости; уровень сформированности запаса знаний об окружающем мире; познавательных процессов: памяти, мышления, внимания; навыков письма и счёта. Родители обязательно информируются о том, насколько их ребёнок готов к школьному обучению, даются рекомендации, оказывается помощь в случае слабой подготовки. Предлагается участие в тренинговых занятиях.
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми он должен владеть. Готовность к школе включает в себя физиологический, психологический и познавательный аспекты, всё должно гармонично сочетаться в ребенке. Родителям необходимо знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей – их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания.
Эффективно работают в Центре тренинговые группы: «Учимся дружить», здесь ребята получают информацию о том, как завоевать признание и уважение одноклассников, как стать более уверенным в общении, как реагировать на клички и оскорбления и о многом другом. «В школу с радостью», это курс развивающих занятий, включающий в себя диагностику, психологические упражнения и игры, помогающие снизить уровень школьной тревожности, повысить самооценку, сформировать учебную мотивацию, развить познавательную сферу, сформировать коммуникативные навыки. Психологические встречи наполнены морем позитива, интересных игр и дискуссий. Тренинги ведут опытные психологи, готовые и дальше работать с ребёнком индивидуально.
Желаем всем школьникам, их родителям, учителям, чтобы новый учебный год привёл их к новым знаниям и открытиям, которые обязательно принесут удачу детям. Ну а близким им людям желаем всегда поддерживать детей, чтобы школа не стала источником психотравм, а вызывала интерес и удовлетворение.
Психолог МКУ ЦПППН Хмелева Наталья
сентябрь 2019 г.