Телефон доверия
бесплатно, круглосуточно
Телефон для записи

Родителям пятиклассников

/
/
Родителям пятиклассников
Alex admin
0

Родителям пятиклассников

 

Переходный  этап из младшей школы в среднюю школу, для большинства учащихся труден и совпадает со своеобразным концом детства в жизни ребенка. В 5-ом классе его ждет новая система обучения: классный руководитель, учителя – предметники, разные кабинеты. У многих детей вызывает волнение предстоящие изменения. Как же пережить младшему подростку и его родителям этот процесс адаптации и сделать его менее травматичным?

И учителям и родителям детей 10-12 лет важно учитывать не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и их возрастные особенности и потребности. В периоде пограничном между детством и отрочеством происходит начальный этап полового созревания и изменения в познавательной сфере: замедляется темп деятельности, требуется больше времени на выполнение работы, дети чаще отвлекаются, бывают раздражены, капризны, настроение часто меняется. Всё это может явиться причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости, конфликтам во взаимоотношениях. В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы.

Свидетельством дезадаптации школьника является снижение интереса к обучению и успеваемости, появление  тревожности, проявляются нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. В этот период дети без явных причин становятся робкими, или, наоборот, развязанными, суетливыми, забывчивыми. Они становятся неорганизованными,  ухудшается их сон и аппетит.

 

Родителям пятиклассников необходимо понимать, с какими же трудностями им предстоит столкнуться. В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

Первое –  изменение условий обучения. Ребенок был ориентирован на одного учителя, именно у него надо было завоевать авторитет.  Требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые, все было привычно. Теперь же он сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.  Кроме этого он должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своего родного класса  на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет.

Второеизменение требований. Усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом и т.д. Многотребовательность становится нормой, необходима гибкость.

Третье – отсутствие контроля.  Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника.

Четвёртоепробелы в знаниях.  Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий, который усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.

В печати встретилась любопытная информация: в процессе анкетирования выпускников начальной школы и их родителей лишь 18% учащихся считают, что они готовы к переходу в 5-ый класс, тогда как 59% родителей опрошенных детей, заявили, что их дети готовы к переходу. Такая информация говорит о том, что взрослые не осознают действительных трудностей. На первых порах появление новых учителей, новых предметов вызывают интерес у пятиклассников. На вопрос: «Ну как тебе в школе?», они часто отвечают: «Хорошо! Интересно!». Успокоенные родители перестают волноваться. Однако по настоящему все трудности начинаются только  через месяц – два. Есть мнение, что если ребенок учился хорошо в начальной школе, с учителем был контакт, то и волноваться не о чем, но практика показывает, что успешность адаптации младшего подростка еще зависит и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Задача родителей помочь ребенку приспособиться, обеспечить его психологическое благополучие. Ему очень важна атмосфера доброжелательности, искренности, любви. Когда заметите, что у ребёнка усталый, утомленный вид, нет желания делиться впечатлениями, он жалуется на самочувствие, не оставляйте это без внимания. Если увидите проблемы, вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми, чаще спрашивать о школьной жизни. Очень важная задача – научить самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять.

В основном учащиеся в возрасте 10-12 лет уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к людям. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. В этот период подросткам свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, они активно интересуются своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя. Многие исследователи рассматривают этот время как период «зенита любознательности», по сравнению с младшими и старшими детьми. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости, подростки ориентированы на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Эмоционально-личностная сфера пятиклассника характеризуется повышенным уровнем тревожности. Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который  сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет – начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, утрачивается та самооценка, которая была до этого. Новый коллектив требует напряжения: нужно опять преподнести себя и найти свое место в нем. А если есть какие-то физические или психологические особенности у ребенка, он может получить душевную травму лишь только потому, что рыжий или слишком худой. И даже если в предыдущем коллективе это тоже имело какой-то негативный оттенок, ребенок уже научился с этим бороться и защищаться. Таким образом, ваша  задача – создать условия для успешной учебы в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее  развитие и психологическое благополучие.

В среднем адаптация к пятому классу длится один-два месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим: хорошо себя чувствует, достаточно легко встает утром и без проблем засыпает, активен и жизнерадостен в течение дня. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Чтобы это было именно так, помогите вашему пятикласснику справиться с трудностями, быть психологически устойчивым.

                                         

 

Психолог:    Хмелева Н.Ю. высшей квалификационной категории 

 

 

 

Август 2022 г.

Поделиться:

Поделиться в odnoklassniki
Одноклассники
Поделиться в vk
ВКонтакте
Поделиться в telegram
Телеграм
Поделиться в facebook
Фейсбук
Поделиться в whatsapp
Ватсап

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок

Мы обязательно с Вами свяжемся в ближайшее время