Проблема детских страхов – достаточно актуальная тема в современном мире. С детским страхом в современном мире сталкивается каждый человек, который взаимодействует с детьми. Родители, педагоги, врачи, психологи – все отмечают у детей проявление того или иного страха. Дети активно познают окружающий мир, испытывая при этом самые разнообразные эмоции. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, удивление, печаль.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции: во-первых, в процессе познания окружающей действительности, наличие страха как такового приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, соответственно, выполняет определенную обучающую роль в формирования личности; во-вторых, как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.
Многие детские страхи связаны с возрастными особенностями, и по мере взросления ребенка, проходят без следа. Но иногда страхи приводят к тому, что у ребенка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром. У ребенка может нарушиться сон или аппетит. Узнав о наличии страха у своего ребёнка, родители зачастую задаются вопросом: «Откуда берутся детские страхи и что с ними делать?»
Причин детских страхов может быть несколько, вот основные из них:
– излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.
– гиперопека. Ребенок при этом чувствует себя маленьким и слабым, а мир кажется ему чересчур враждебным. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов.
– запугивание детей родителями. Я думаю, вам приходилось слышать, как некоторые родители говорят: «Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол», «Я тебя Бабе-Яге отдам», «Не трогай – обожжёшься», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка. Потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары.
– большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным.
– невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети, предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания.
– конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. В результате ребенок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.
– большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то «надо бояться».
– психотравматическое событие, например, участие в дорожно-транспортном происшествии, нападение животных или людей, пожар и т.п. Как следствие этого – страх и избегание соответствующих ситуаций и стимулов: дорог, машин, людей, животных, нарушение сна, повышенная раздражительность.
– Дополнительный источник страхов – телевизор. Поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать влияния на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.
– И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей, именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-7 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется. Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует определенную картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа.
В каждом возрасте дети испытывает определенные страхи и это нормально. Такие страхи называют возрастными. Возрастные страхи отражают исторический путь развития самосознания человека.
–Вначале, в возрасте до 2-х лет ребенка могут напугать громкий и неожиданный шум, любые незнакомые люди и места, он боится остаться один, без поддержки близких.
– В период с 2-х лет ребенок боится боли и больниц, высоты, больших животных, его может страшить процесс укладывания ко сну (страх отключения сознания, первые осознанные кошмары во сне, неожиданное пробуждение)
– дети с З до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества, воображаемых существ. Именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало; страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабайкой, призраком, зомби и прочей «нечистью».
– в 6-7лет апогея достигает страх смерти. В этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи;
– 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям.
– в подростковом возрасте у детей возникают социальные, школьные страхи: оскорбления, неудачи в учебе, поражения в игре, страх потерять расположение сверстников; страх попасть в смешную или глупую ситуацию.
Большинство страхов чаще всего обусловлено возрастом и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. В противном случае, страх может принимать невротический характер и становиться навязчивым.
Что же нужно делать родителям, чтобы этого не допустить?
Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.
1. Обсудите с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Поделитесь своим положительным опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».
2. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков. А еще можно задобрить «Страшилище» каким-нибудь подарком, и тогда оно превращается в очень даже добрую фею-помощницу.
3. Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя, таким образом, в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.
4. Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.
5. Если ребенок боится темноты, то – на ночь зажигайте ему небольшой ночник или оставьте дверь приоткрытой. Не пытайтесь действовать с помощью силы, выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.
6. Одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в жмурки или в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства. Мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как будто они – мышки в норке, сначала ребенок попробует оставить какое-то пространство для того, чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте.
7. Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок. НО: если ребенок засыпает очень долго, просыпается, кричит во сне – необходимо обязательно обратиться к специалисту психологу, т.к. здесь, скорее всего мы имеем дело со страхом, связанным с какой-либо психотравматической ситуацией.
8. Игры с природными материалами. Игры с водой или с песком помогают снять мышечное напряжение, расслабиться. Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами. Песок – прекрасный материал для работы с детьми практически по любой проблеме. Из песка можно построить предмет, который вызывает страх, и сломать его, в него можно закопать предметы страха и залить водой. И все это повторять неоднократно. А еще на песке можно разыгрывать любые сценки.
9. Займите ребенка интересным делом. Психика предназначена для активности, поэтому, когда ребенку нечем заняться, он возвращается к своим переживаниям, в том числе тревожным, и они постепенно обрастают все новыми негативными образами.
10. Удовлетворяйте любопытство ребенка. Иногда родителей очень утомляют бесконечные «Почему?» и» Что это?», но чем больше непонятного, тем больше страхов. Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. В то же время информация должна соответствовать возрасту ребенка, не быть для него непосильной.
В заключение хочется сказать всем родителям: любите своего ребенка и говорите ему об этом, обнимайте его, это дает чувство безопасности. Воспринимайте страхи ребенка естественно. Если они не сильны и не периодичны, просто «переключайте» ребенка на интересное занятие. Главное, чтобы малыш почувствовал уверенность, поддержку, понимание и родительскую любовь.
Если вам сложно понять причину детского страха, и вы не знаете что с ним делать, обязательно обратитесь к специалисту психологу за квалифицированной помощью.
Терпения, мудрости вам, уважаемые родители, здоровья вашим детям.
Психолог МКУ ЦПППН
Конышева Татьяна Ростиславовна