Насилие в семье

Насилие в семье

   Семейное насилие – проблема, не исчезающая вот уже десятки веков. Много лет никто не видел ничего ужасного в том, что муж периодически поднимает руку на жену. Причин возникновения насилия в семье много: это психологические напряжения, стресс, алкогольное, наркотическое опьянение, материальные трудности и т. д. Насильственные действия чаще совершаются по отношению к женщинам и детям. Психологическое и физическое насилие является наиболее распространенными; насильниками чаще всего выступают родственники, а не чужие люди; потерпевшие и родственники не идут в милицию, ищут поддержку у друзей или в специальных учреждениях.

Насилие в семье

  Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым нормам. В бывшем Советском Союзе насилие в семье было «закрытым» вопросом. Насилие в семье не могло стать социальной проблемой в стране. Публично о насилии в семье в России заговорили совсем недавно, с 1993 года. Наибольшее сочувствие вызывают самые беспомощные – дети и престарелые, женщину же часто считают виновной в возникновении конфликта и провокации насилия. В жестоком обращении с детьми видят причину плохого поведения детей и подростков.

  Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический или психологический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб от того, что недостаточно осуществляется со стороны родителя или иного лица, минимальная степень заботы. Основные причины этого явления: материальное положение, педагогическая запущенность, болезни и другое. Так, например, причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания. Факторы, предшествующие агрессии – известны: безработица; неинтересная и низкооплачиваемая работа; напряженные отношения между населением и властью и др. В настоящее время, признается, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. Агрессивность и жестокость в воспитании, формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к насилию и жестокости в обществе.

Школа является вторым по значимости после семьи звеном, где формируется личность ребенка и где его подстерегают опасности. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Часто в ответ на малейшие замечания у детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы, нередко связанные между собой. В подростковом возрасте складывается стойкая конфликтная ситуация в школе, которая способствует «выталкиванию» такого ребенка во внешкольное окружение. Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее предположить эти меры: минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.

Практика показывает, что чаще всего принятые меры отражают не столько степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может быть объективным и справедливым. Поэтому нет никаких оснований ожидать изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания. При этом взрослый полагает, что он сделал все что мог. К сожалению, встречается и такая форма насилия, как сексуальное насилие. Это посягательство не только на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность ребенка, но и на его честь и достоинство, т.е. одновременно сочетает в себе черты и физического и психического насилия.

  Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит больший психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего.

Насилие в семье

   Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое. Насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, он не посещает школу, или приходит рано и уходит поздно; наблюдается внезапное ухудшение успеваемости, не участвует в школьных мероприятиях. Такое поведение позволяет поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком или злоупотребление ребенком. Жестокое обращение с детьми бывает не только физическое, но и психологическое. Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание. С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям. Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами всегда являются: серьезным ущербом для здоровья, нередко – угроза его жизни или даже смерть. Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к ущербу здоровья ребенка или опасность для его жизни. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Хочется пожелать таким взрослым – будьте милосерднее и внимательнее к зависимым от вас детям и подросткам, не ломайте их психику, находите подход для разрешения их проблем, и они ответят Вам благодарностью.

Психолог высшей категории МКУ ЦПППН

Хмелева Наталья Юрьевна

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть меню
Закрыть

Россия, г.Прокопьевск, ул. Ноградская,7
ИНН: 4223023489 | ОГРН: 1034223002362