Телефон доверия
Телефон для записи

Гендерный подход в воспитании детей

/
/
Гендерный подход в воспитании детей
Alex admin
0

Гендерный подход в воспитании детей

 

Несмотря на то, что сегодня, благодаря интернету, есть доступ к огромному объёму информации, всё-таки многие люди до сих пор считают, что «пол» и «гендер» слова синонимы. Однако это не так. Американский психолог Роберт Столлер впервые в 1968 г. упомянул, что пол определяет кто человек при рождении, а гендер это то, кем человек себя идентифицирует. Оказалось, и это научно доказано, что женщины и мужчины говорят, думают, ощущают, чувствуют и переживают по-разному. Пол не определяет гендерные роли: половые особенности определены природой, гендерные – обществом. В большинстве случаев гендерная принадлежность совпадает с полом. Но бывает, что человек родился мужчиной, но чувствует себя женщиной и наоборот. Таких людей называют трансгендерами.  

Существуют закреплённые модели поведения за мужчинами и женщинами. Женщине отводится роль «хранительницы очага», она должна воспитывать потомство, заботиться о жилище, встречать и кормить супруга. Мужчина – это добытчик и защитник. Он должен обеспечить семью материально. Такой подход сформировался исторически. Но сегодня эти стереотипы ломаются. Женщины порой материально обеспечивают семью в большей степени. У них практически нет ограничений на выбор специальности, они могут занимать руководящие роли в крупных компаниях. На сегодняшний день только роль в воспроизводстве потомства является единственным постоянным и неоспоримым различием. Проблема гендерных стереотипов не сильно беспокоила большинство людей. Им свойственен конформизм и нравилось  жить по существующим правилам, так было всем удобнее. Во второй половине 20-го века практически во всём мире начался расцвет феминистского движения, позволившее поставить под сомнение традиционное восприятие ролей.

В основе формирования гендерной идентичности лежит биологически заданный пол, но формирование психологического пола является результатом воздействия на личность социальных условий и культурных традиций общества. Люди появляются на свет или девочками, или мальчиками. Однако самоидентификация мужчины и женщины происходит в процессе жизнедеятельности. Люди, открыто выражающие свою гендерную идентичность или сексуальную ориентацию (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры), зачастую подвергаются дискриминации, поскольку «не вписываются» в традиционное общество.

Психологи отмечают, что гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам – «крылья».               

Гендерное воспитание – это процесс  взращивания в ребенке тех качеств и навыков, которые характерны для его пола. Все мы помним с детства о том, что мальчики должны вести себя как мальчики, а девочки должны вести себя как девочки. Вопрос о гендерном воспитании стал в последнее время особенно острым. Потому как, в силу крайней либерализации взглядов на многие вещи, и на воспитание детей в частности, стал подниматься вопрос о том, что гендерные роли в обществе начали меняться. Задача родителей, воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы сформировать концепцию стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик», ребёнок должен осознавать и усваивать свою принадлежность к мужскому или женскому полу, понимать,  как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других. От 3 до 7 лет дети должны понимать, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности.      

Особенно актуальны вопросы гендерной идентификации в подростковом возрасте. Гендерная идентификация подростка – это сложный процесс отождествления себя с определённой группой людей, объединенных по принципу гендерной общности. Существовавшие ранее традиционные образцы мужественности и женственности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личность различные социальные роли, образцы поведения и черты.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит: от отношения родителей к ребенку, от характера родительских установок, от привязанности матери к ребенку, от привязанности ребенка к матери, от роли отца в воспитании ребенка.

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей тоже играют  немаловажную роль, так же как и наличие у ребенка полной семьи: папы и мамы. Формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

 

Психолог МКУ ЦПППН    Хмелева Н.Ю.

Поделиться:

Поделиться в odnoklassniki
Одноклассники
Поделиться в vk
ВКонтакте
Поделиться в telegram
Телеграм
Поделиться в facebook
Фейсбук
Поделиться в whatsapp
Ватсап

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заказать звонок

Мы обязательно с Вами свяжемся в ближайшее время