Каждый хотел бы отыскать такую работу, где и платят хорошо, и коллектив приятный, и отношения прекрасные. В нашей жизни прочно укрепилось это понятие – «психологический климат коллектива». По своему содержанию оно необычайно ёмкое и выражает самую суть нашего образа жизни. Позитивные настроения среди сотрудников всегда положительно сказываются на рабочем процессе.
Психологический климат это устойчивое, психологическое настроение, которое проявляется в различных типах деятельности. Комфортная атмосфера в учреждении всегда положительно воздействует не только на психологию каждого работника, но и иные показатели.
Если психологический климат положительный, то выделяются следующие признаки этого: доверие между коллегами и к начальству; чувство стабильности, защищенность; всеобщая готовность справляться с трудностями; оптимизм; приятное взаимодействие между работниками; симпатии и поддержка между сотрудниками; уверенность, внимание; настроенность на компромисс; желание развиваться. При противоположном положении вещей возникают отрицательные последствия, которые даже могут быть необратимыми.
Выделяются определенные факторы, которые влияют на психологический климат в коллективе, они способны делать его отрицательным и положительным.
К ним важно отнести санитарные и гигиенические условия: освещенность, размер помещения, комфортность рабочего места, температура и т.д.
Другим фактором выступает сам руководитель. Для создания оптимального климата в коллективе ему важно подбирать на работу людей с определенным типом темперамента, чтобы они подходили друг к другу, важно учесть психологическую совместимость людей. В зависимости от целей требуется сочетание различных типов темперамента и характера. Во множестве ситуаций группа людей с одинаковым типом характера оказывается почти неработоспособной (к примеру, если собрать только таких сотрудников, которые не способны на инициативность и ждут постоянных указаний свыше, или только тех, что привыкли раздавать команды).
При наличии напряженностей среди работников, необходимо найти пути решения и устранения проблемы. Избыточное или недостаточное количество сотрудников может быть причиной нестойкости коллектива. Образовывается почва для развития конфликтов, напряжений из-за желания разных кандидатов занимать должность и получать повышения по службе.
Другая причина – неравномерность рабочей нагрузки, что возникает при присутствии лишних работников; опираться в работе важно на самых активных и авторитетных представителей коллектива, т.е. неофициальных лидеров, что пользуются доверием остальных сотрудников. Еще важна совместимость по возрасту и опыту.
Разработано немало психологических и социальных приемов создания позитивного климата в коллективе. Среди них можно выделить: телесную психотерапию, арт-терапию, тренинг навыков и др. Они дают шанс выявлять уровни агрессии и других отрицательных чувств, способствуют решению конфликтов и налаживанию связей между сотрудниками. Людям проще сосредотачиваться на труде, если у них есть возможность контроля окружающей обстановки. Можно позволить им самим обустроить собственные рабочие места. Так человек становится свободнее, снижается уровень внутреннего напряжения в коллективе; работникам приятно понимать, что их мнение учитывается. Пусть даже это будет выбор календаря для стола на работе, главное, чтобы это настраивало на положительный лад, давало добавочные стимулы к труду. Нельзя заключать работников в слишком жесткие дисциплинарные рамки, важно руководителю понимать, что сотрудникам необходимо общение между собой. Запреты становятся причиной снижения эффективности труда, подавляют людей, выступают причиной раскола в коллективе и не помогут сплотить и развить взаимопонимания на работе. Для нормализации климата важно дать возможность сотрудникам участвовать в организации рабочего процесса, почувствовать причастность к главным механизмам работы учреждения.
Не требует доказательства, что психоэмоциональная атмосфера на работе – перекрёсток остросюжетных коллизий, где происходит столкновение индивидуальностей, вот где нервная система находится под постоянным эмоциональным обстрелом. В одних случаях эта нагрузка для здоровья – благо, в других – зло. История свидетельствует, одним из самых суровых испытаний человеческого духа всегда было испытание длительным бездельем, особенно принудительным. Человек приходит на работу работать, он на нее внутренне нацелен, он на нее направлен. Поэтому, для него безделье не может быть положительным фактором.
Настроение также влияет на производительность труда. А кроме того, неудовлетворение от собственной работы проявляется в конфликтах, в разговорах на повышенных тонах. Добросовестный работник не захочет мириться с тем, что кто-то халатно относится к делу, перекладывает часть своей работы на плечи других. Несправедливость подобного рода не может не волновать, не может не расстраивать. Это – повод для конфликта.
При напряженных отношениях между людьми, может произойти полный разлад, когда коллектив становится практически неработоспособным. Отсюда обиды, ссоры, оскорбления от которых нарушаются служебные и человеческие контакты, устаёт и изнашивается нервная система, страдает здоровье и начальника, и подчинённого.
Есть один хороший способ улучшения психологического климата в коллективе – это регулярное проведение тренингов, корпоративов. Подобные мероприятия способствуют сплочению, учат сотрудников командной работе. Даже такая традиция, как совместные встречи различных праздников, дней рождений и юбилеев своих коллег, будет способствовать сближению коллектива, атмосфера станет более расслабленной.
Коллектив — это место, где человеку необходимо эмоциональное благополучие. Важно, чтобы все сотрудники это понимали.
«Желающие увидеть радугу, должны мириться с дождём!
Психолог высшей квалификационной категории Хмелева Наталья