Детское воровство

Детское воровство

Детское воровство. Откуда это берется и что делать?

В нашей психологической практике мы неоднократно сталкиваемся с обращениями родителей по поводу детского воровства. Узнав о том, что ребенок украл какую-либо вещь или деньги, родители чаще всего начинают паниковать и думать о тотальной испорченности своего ребенка. Многим семьям непонятна мотивация детей, у которых есть все необходимое, ведь широко распространено мнение, что детское воровство характерно только для неблагополучных семей. Однако очень часто кражу совершают дети интеллигентных и материально обеспеченных родителей. Опираясь на опыт семейного психологического консультирования и взаимодействия с подростками можно выделить основные причины и наиболее конструктивные стратегии поведения взрослых при возникновении данной проблемы. Начиная с 4-6 лет, дети уже в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к неприятным поступкам. В этом случае, прежде чем давать оценку действиям ребенка, необходимо разобраться, что происходит на самом деле. Если ребенок принес вещь или игрушку из общего фонда детской игровой комнаты, возможно, таким образом, ребенок реализует свою давнюю мечту. Игрушку, следует, конечно, вернуть, но при этом родителям важно задуматься: насколько вы внимательны к потребностям ребенка? Лучше не допускать ситуаций, когда устойчивое и длительное желание ребенка остается неудовлетворенным, вызывая излишнее напряжение и нервозность. Сложнее вариант, если вещь или игрушка принадлежит кому-то из детей. Обратите внимание на отношения детей между собой и на то, как ваш ребенок сам относится к своему поступку. Обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка поведения ребенка должна быть резкой и определенной. Если ребенок знает, что поступил неправильно, то, разумнее сосредоточиться не на том, чтобы вызвать чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей вещи и выработать стратегию возврата без излишних унижений. Важно не допускать того, чтобы вашего ребенка судили публично. Родители детей младшего школьного возраста и старше часто обращаются за консультацией в связи с тем, что подросток крадет у них деньги. Здесь необходимо построить доверительную беседу со своим сыном или дочерью, рассказать о своих чувствах, не оценивая поступок подростка. Можно выразить свое огорчение по поводу отсутствия денег, объяснить ребенку, для чего они предназначались. Далее следует выяснить, для чего ребенку понадобились деньги. Один из вариантов — вымогательство со стороны старших товарищей или сверстников. Это следует пресекать сразу же, что является сугубо взрослой задачей. Другой вариант — ребенок берет деньги, чтобы купить на них что-нибудь для своих товарищей. Как правило, это является попыткой повысить свой статус, укрепить положение среди друзей. В этом случае необходимо дать ребенку другие способы повышения статуса: уважительно отзываться о ребенке при сверстниках, способствовать адаптации ребенка в среде подростков, повышать уверенность в себе. Кроме этого очень важно говорить с подростком о настоящей дружбе, и чем она отличается от так называемых «торгово-рыночных отношений». Бывают ситуации, когда ребенок-подросток берет деньги для того, что бы почувствовать себя взрослым и самостоятельным. Это говорит о том, что важно чаще предоставлять ему возможность для собственного выбора. Мы рекомендуем родителям выделять ребенку небольшую сумму денег на карманные расходы, так, чтобы он мог пользоваться ими по своему усмотрению. Иногда дети крадут деньги, потому что они хранятся в семье как попало, родители не ведут их учет, относятся к деньгам неуважительно. Это факт может оказаться дополнительным стимулом для ребенка при наличии других причин. Семье так же необходимо обратить внимание на то, что ребенку свойственно подражать взрослым, копировать их поведение. Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом. Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом, выказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. В этом случае взрослым стоит задуматься о своих собственных моделях поведениях, речи и отношении к денежным средствам. Не всегда можно понять психологические причины, приводящие к таким явлениям. Но каковы бы они ни были, рекомендуем соблюдать несколько правил общения с детьми в этой сложной ситуации: — ни в коем случае не навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни; — избегать сравнений с другими детьми и самим собой в детстве, говоря, например, так: «В нашей семье такого отродясь не водилось» или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться за своих детей»; — не «пережимать», обсуждая поступок ребенка — иначе он будет утаивать от вас все поступки, которые считает стыдными; — не возвращаться к тому что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз. В заключении хочется отметить, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что ребенок нуждается в помощи.
Психолог МКУ ЦПППН Конышева Татьяна Ростиславовна

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть меню
Закрыть

Россия, г.Прокопьевск, ул. Ноградская,7
ИНН: 4223023489 | ОГРН: 1034223002362